Обзор Mass Effect

Сюжет, выдуманный Bioware довольно прост и в меру оригинален. В 2148 году человечество случайно обнаружило на Марсе таинственный артефакт – след древней цивилизации, чьё посещение происходит каждые 50 000 лет. Расшифровка данных подтолкнула развитие человеческой науки и техники на несколько десятилетий вперёд. Позже люди нашли сеть звёздных врат и с удивлением обнаружили, что по ту сторону порталов существует несколько десятков рас, которые давно нашли и расшифровали артефакты, подобные тем, что были на Марсе. Вселенной правит Совет, состоящий из представителей трёх высших рас, а человечество, чтобы попасть в этот совет, должно оказать ему услугу.


Ретрансляторы — это образцы протеанской инженерной мысли, которая значительно опередила достижения любой существующей расы. Они представляют собой огромные сооружения, разбросанные по всей Галактике, которые могут создавать нечто наподобие коридоров, где тела не имеют массы, что позволяет осуществлять мгновенные перемещения на расстояния, для преодоления которых с использованием традиционных ССД ушли бы годы или даже века.

Первый контакт людей с внеземной расой состоялся в 2157 году. В те времена исследовательские корабли землян активировали любые найденные ретрансляторы. Расы, входящие в Совет, считали такие действия опасными и безответственными. И когда турианский патруль обнаружил людей, пытающихся активировать ретранслятор, турианцы атаковали. К счастью для людей, война Первого контакта закончилась путем дипломатических переговоров.

2183 год. Капитан Шепард, приписанный к экспериментальному кораблю SR1 Normandy отправляется на задание, целью которого является доставить артефакт Протеан, найденный археологами на одну из центральных планет альянса.


Но прежде чем отправиться в долгое путешествие по бескрайним просторам галактики, нам с вами следует «вылепить» своего персонажа. Конечно, никто не запрещает взять уже готовую физиономию Джона Шепарда. Но согласитесь — отказ от возможности «выстругать» командора с великой судьбой самостоятельно может расцениваться как смертный грех.Биография и характер героя тоже выбираются на свой вкус и цвет. По сути, на развитие сюжета это никак не повлияет, но ваша биография будет известна не только вам, но и большинству знакомых и сослуживцев, о чем они не прочь поболтать на досуге.

В особенности стоит обратить внимание на специализацию нашего протеже. Доступны шесть специальностей: солдат, инженер, адепт, разведчик, страж и штурмовик. Первый — классический вооруженный до зубов вояка. Второй — отлично разбирающийся в технике и обладающий знаниями в медицине персонаж. Адепт-биотик — местная разновидность мага. Последние три класса являют собой некие «помеси» трех первых классов.

А на борту нас ожидает приятный сюрприз — команда, с которой можно мило побеседовать. Разговоры, да и вообще взаимоотношения в команде напоминают социальный симулятор, отдельный мир со своими страстями и переживаниями. Отношения с компаньонами выстраиваются по вашему усмотрению, и, в зависимости от принятых решений, вас ждет то или иное развитие сюжета. Все персонажи детально проработаны, обладают уникальным характером и мировоззрением, к ним легко можно по-настоящему привязаться, как к героям любимого сериала. В свободное время стоит пообщаться с каждым из персонажей, наладить дружеские или даже любовные связи. Одним словом — вам предстоит пожить в другом измерении.


Постоянно читать полные версии всех предложенных фраз надоедает, это долго и скучно. В Mass Effect мы выбираем лишь характер ответа, ориентируясь на короткие словосочетания. А дальше ваш герой сам разовьет тему, выдавая поставленным голосом одну хлесткую фразу за другой, жестикулируя, играя мимическими мышцами. Именно поэтому Mass Effect во время диалогов превращается в интерактивный фильм, а мы с интересом наблюдаем за разыгрываемыми сценами.

Отдельной похвалы заслуживает лицевая анимация, на которую просто невозможно не обратить внимание. Работа, проделанная аниматорами, оживляет персонажей больше, чем любой сюжет. Неплохо смотрится игра не только во время заставок. Unreal Engine 3 великолепно справляется с работой и в остальное время.

Не будем раскрывать детали сюжета, скажем лишь, что на прохождение основной сюжетной линии уходит в среднем 12 часов. К этой цифре можно прибавить долгие часы, которые позволено потратить на выполнение дополнительных миссий… В любом случае вам этого будет мало, и вы наверняка займетесь повторным прохождением.

Уровни в Mass Effect велики и разнообразны: есть тут и заброшенные инопланетные базы, и живописные картины природы, и красивейшие мегаполисы. Доступное для исследований пространство огромно — в нашем распоряжении десятки звездных скоплений, каждое из которых состоит из нескольких солнечных систем с разнообразными планетами. Об одних можно получить лишь общую информацию, на другие разрешается высадиться. Для планетарных исследований в вашем распоряжении имеется небольшой колесный танк, способный взобраться по отвесной скале.


Если во время диалогов и сюжетных постановок Mass Effect больше всего напоминает интерактивный, фантастический фильм, то, когда наступает время расчехлить оружие, он превращается в ладно скроенный, продуманный, тактический боевик. И здесь имеет значение все: использование укрытий, управление напарниками, собственная меткость и смекалка.

Шепард может отдавать компаньонам классические приказы «За мной», «Стоять», «Спрятаться», «Атаковать цель», указывать, какое оружие использовать, и в режиме паузы активировать свои и чужие способности. При грамотном планировании операции, с врагами вообще можно разбираться чужими руками, спрятавшись за стенкой.

Если вы не Супермен, то предупреждаем, что без напарников вам никогда не удастся пройти эту игру. Далеко не все они патриоты Земли и присоединяются к вам не только из-за цвета ваших глаз, но на боевые качества это не влияет. Чего у них не отнять, и это радует почти так же, как основная сюжетная линия, так это яркой индивидуальности. Герои получились проработанные и глубокие, с ними интересно беседовать, их истории могут заставить кусать локти. Поэтому жизнью партнеров начинаешь дорожить. Даже антагонисты получились не опереточными, их точку зрения можно понять, а главному сопернику даже сопереживать, поскольку его роль также неоднозначна.


Несмотря на то, что Mass Effect — в первую очередь RPG, на ролевую систему почти не обращаешь внимания, хотя она довольно необычна. В этом игра схожа с «Ведьмаком» — прокачка упрощена до минимума, оставлены только определяющие ролевую систему элементы. Каждый из навыков командора Шепарда имеет несколько ступеней развития. По мере прокачки увеличивается не только их эффективность, но также открываются специальные способности. Нужно учитывать, что не все навыки доступны с самого начала — некоторые открываются только по мере развития других. Вот и все, ничего запредельно сложного. Для самых ленивых есть опция автоматического распределения навыков.

Главная сюжетная линия такова, что за ней следишь и стремишься узнать, что же дальше, и не потому, что надо пройти игру, и не потому, что просто больше нечего делать, а потому, что осознаешь, если не ты, то больше никто не в состоянии помочь всем расам, населяющим исследованный космос.

Напоследок стоит сказать о таких казалось бы наносных вещах как графика, интерфейс и звуковое сопровождение. Текстуры достаточно чёткие, модельки проработаны на пятёрку, правда вот с освещением иногда бывают проблемки. Проще говоря, красиво, но как сейчас принято говорить, «не Крайзис». Что касается звукового сопровождения, то тут тоже никаких претензий – аутентичные звуки (выстрелы, взрывы и т.п.) хороши, саундтрек, состоящий в равных пропорциях из инструментальных, симфонических и электронных мелодий, воспринимается на ура. Интерфейс игры единственное, что претерпело серьезные изменения по сравнению с Xbox-версией и полностью оптимизирован под мышь и клавиатуру.