Обзор Grand Theft Auto 4

Первое, что смущает при знакомстве с Нико - это его несколько недружелюбный интерфейс. С таким лицом грабить прохожих можно при дневном свете и под носом у патруля, причем без оружия – и так все отдадут, только кулаком погрози. Желающие поиграть за отморозка-гопника кидают ушанки в воздух и пьют горькую. Как оказалось, зря.

Чем дальше забираешься в массивы сюжета, тем симпатичнее нам становится Нико Беллик. У него совесть отсутствует, как класс. Убийство для него - такое же естественное действо, как прилюдное ковыряние в зубах. Да и его извинения «Sorry!» или «No hard feelings» звучат с явным саркастическим оттенком. В то же время, у него имеется строгий, но довольно гибкий кодекс чести. Он почитает семью, мужскую дружбу и всегда придет на выручку людям. Особенно, если цена устраивает. Что, впрочем, не мешает ему предавать нанимателей или убирать прежних работодателей в пользу новых. Он картинно повздыхает, выдаст в воздух что-нибудь философское и поглумится над трупом. Все довольны: и эстеты, и простые игроки.


Копы стали умнее, а уходить от их преследования - сложнее. Салон по перекраске не поможет, если на хвосте висят патрульные машины. Они оперативно и тщательно прочесывают зону поиска, а нам надо тихо, быстро, избегая с ними столкновений, ее покинуть, иначе преследование может запросто растянуться на часы реального времени. А если начнете огрызаться, заработаете еще парочку «звезд» к своему преступному рейтингу, то над головой появляются вертолеты, к берегу подходят катера, на улицы выезжают тяжеловесные джипы и бронетранспортеры. Выжить в таких условиях почти нереально.

По умолчанию стоит замечательная функция автоприцела, сильно облегчающая жизнь при схватке с 3-4 противниками. Курим, глазеем на окрестности, изредка постреливаем в выползающих гадов. Да, теперь мы умеем прятаться за укрытиями, стрелять от плеча и вслепую из-за угла. Тут дело доходит до схватки с полутора десятками враждебных бандерлогов, из которых три-четыре засели на высоте - и автоприцел сходит с ума. То, что раньше было легче отнятия сладостей у детишек ясельного возраста, превращается в пытку. Мы стреляем куда-то вверх, в сторону, валим по укрытиям, игнорируем стоящих вплотную агрессивных маньяков и благополучно умираем, не успев понять, в чем дело. Либо мрачно ползем в меню и отрубаем к белликовской бабушке автоприцел.


Автомобилей в игре много, на любой вкус. Чем дальше мы продвигаемся по сюжету, чем в более престижные районы переезжает Нико, тем дороже и качественнее становятся тачки. Но поначалу катаешься на слабоуправляемых, тяжеловесных, неманевренных развалюхах. А поскольку добрая половина миссий состоит из погонь, то быстро найти подходящую машину становится хитрой задачей. Но даже в случае успеха расслабиться не дадут, поскольку сама дорога таит в себе тонну непредсказуемых сюрпризов, из которых не так то просто выкрутиться.

Стала продвинутая модель повреждений транспортных средств. Конечно, до реализма ей далеко. На машинах остаются вмятины точно на месте удара. Причем, их глубина зависит исключительно от силы столкновения. Легко задел – будет царапина. На всей скорости – и капот сомнется, стекла разлетятся в крошку, перестанет закрываться, а то и отвалится дверь. Шины простреливаются и даже стираются – если на ручном тормозе крутиться на месте, то задние колеса вскоре станут скрести асфальт дисками. Сбил пешехода – и на крыле останется кровавое пятно вместе с небольшой вмятиной.


Стремления сделать бесшовный мир пострадали только внутренние помещения и модели героев. Роликам с их участием не достает четких текстур, детализации, да и полигональное недоедание дает о себе знать. Зато вы можете спокойно гулять по улицам, заходить в магазины и дома – и никогда не встретите экран загрузки. Потрясающее ощущение, когда просыпаешься по утру, встаешь с кровати под пипиканье будильника, смотришь программу по телевизору, спускаешься по лестнице и оказываешься на живой улице. Садишься в машину и едешь в бильярдный клуб, чтобы сразу, без всяких прелюдий, взять кий и загнать пару шаров в лузу. Потом топаешь к причалу, перехватывая гамбургер у уличного торговца, и любуешься морем с дорожкой из солнечных зайчиков.

С музыкой снова всем угодили, даже нам попытались помочь. Радио Vladivostok FM помимо болтливого ди-джея приготовило нам следующие подарки: Кино «Группа Крови», Сплин «Гни свою линию», Дельфин «Рэп», Ленинград «Никого не жалко», Серега «King of the Ring» и «Liberty City: Invasion». Все это рядом со «Зверями», «Глюкозой», «Ранетками» и даже Русланой. Хватает и классического рока, и хардкора, и любимой всеми растаманами регги. Даже диско и электроника окажутся в пределах волн вашего радио.


Этот мир действительно живой. Огромный современный мегаполис, периодическая смена погоды, фантастические закаты и рассветы. Он реагирует на нас и постоянно напоминает о своем присутствии сиюминутными сценками и естественной реакцией жителей. Графика великолепна, физика почти совершенна, а сюжетная линия легко откушает 40-80 часов вашего свободного времени. Причем, потом можно просто жить в этом удивительном городе, собирать секреты, гонять от полиции, выполнять разнообразные задания, отдыхать в кабаре, смотреть телевизор и метать дротики в дартс. Виртуальная реальность уже совсем рядом – вместо того, чтобы выйти из дому и развлекаться наяву, загружаешь GTA 4 и в компании Нико Беллика отправляешься на новые приключения. Непременно новые – Rockstar умудрилась запихнуть в игру столько разностороннего контента, что его и за месяц плотного знакомства не разгрести.