Обзор Fallout 3

Fallout – это мир после ядерной войны, населенный уродливыми мутантами и бомжеватыми горожанами. Разруха, нищета, радиация, нездоровый цинизм и вседозволенность. Отсутствие стержневой сюжетной линии замещалось огромным количеством многовариантных заданий. Ролевая система S.P.E.С.I.A.L. позволяла каждый раз входить в эту постапокалиптическую пустошь новым персонажем, пробуя различные способы решения вопросов. Непонятый в свое время, Fallout (1-2) спустя годы стал иконой ролевого жанра. Он действительно позволял отыгрывать роль – какую угодно, на ваш вкус, без сдерживающих рамок. Разорять могилы, убивать детей, сниматься в порно-фильмах – этот мир шокировал своей свободой. Заставлял проходить себя снова и снова, поскольку гарантировал, что приключения никогда не повторятся. Если вам не повезло с ним познакомиться – обязательно наверстайте. Сначала первую часть. Затем вторую. Хотя, можно начать и с третьей, поскольку она с предшественницами имеет мало общего.



Мы начинаем свой путь в мире Fallout 3 сразу же, как только нас извлекают из чрева матери. Мутные глазки изумленно смотрят на залитое светом помещение и безуспешно пытаются сфокусироваться на сюсюкающей фигуре отца. Вопросы «Кто тут у нас?», «На кого же ты похож?» заставляют определиться с полом и настроить в редакторе внешность. Затем время делает скачок на год – и мы уже перебираем крохотными ножками в манеже, писками пытаясь привлечь внимание родителя, который неожиданно оказался повзрослевшей копией только что сгенерированного нами персонажа.В игре всего-то около 30-ти миссий. Да, они многоступенчатые, с разветвленными диалогами и решениями, интересные, но треть из них относится к главной сюжетной линии, поэтому время больше тратишь на поиск приключений, приставая к каждому жителю с вопросами в надежде найти отправное задание, чем на их выполнение.



Мир Fallout 3 населен деревянными солдатами Урфина Джуса, мимика едва поспевает за словами, а постановка сценок до сих пор топчется около двух замерших, открывающих рты болванчиков. Талантливые актеры обеспечили своих персонажей запоминающимися характерами, но как только заканчивается диалог «нос-в-нос», их харизма испаряется, и остается бездушная кукла, чей мозг едва справляется с алгоритмами Radiant AI. Резкие перепады настроения, вопросы невпопад, навязчивое желание бросаться с голыми кулаками на любого постядерного монстра в поле зрения.Главная сюжетная линия, которая обычно пинает игрока из одного конца карты в другой, но никак не обеспечивает интересной историей. Так и тут. Большую часть времени в Fallout 3 приходится просто таскаться из точки «А» в «Б» с вопросом: «Простите, вы не видели моего папу?». «Как же! Видели! Он как раз направлялся в точку «В»!». И так далее, лишь пару раз подсовывая достойные премиальные в виде «Матрицы 50-х» и финальной, масштабной битвы. В общем, Bethesda держит марку. Все эти недостатки можно было предсказать заранее, как и огромный, проработанный в мельчайших подробностях мир.



Этот мир шокирует масштабом проделанной дизайнерами работы. Каждый уголок создан с рвением подчеркнуть его индивидуальность, завален всякой дребеденью и уникальными деталями. Каждый магазинчик хочется исследовать, в каждый подвал или подземку – забраться. И дело даже не в найденных бутылочных крышках, а в простом желании все увидеть и посмотреть, иногда принимая активное участие в событиях, чаще же просто наблюдая их печальные последствия.

Свободу, эту фирменную вседозволенность, ограничили только сюжетными персонажами и детьми – их убивать нельзя. Миссии никто не заставляет проходить «в лоб», варианты ответов сильно зависят от характеристик героя, можно лгать или «давить авторитетом». Пробираться тайком или ломиться через трупы. Искать ключи или самому ковыряться с отмычками. Если необходимый навык недостаточно прокачан, то к вашим услугам полный спектр стимулирующих наркотиков. Непроходимых мест нет. Зато вариантов их преодоления масса.



Оружие, собранное из подножного материала, очень слабо отличается друг от друга по параметрам. Настолько, что базовый пистолетик становится верным спутником чуть ли не до конца игры, а перемотанная проволокой «охотничья винтовка» позволяет запросто разбираться с выводком супер-мутантов. Пиф-паф, и зеленый кочан с кастрюлей борща слетает с плеч несчастного. Все виды оружия добываются относительно легко: выпадают из врагов, покупаются за копейки у продавцов или чинятся у специально обученных персонажей. Есть также возможность собирать пушки из мусора по найденным схемам.

Шутер получился бестолковым. Противники глупые, бегут гуськом напролом, о каких-то там маневрах или ли хотя бы осторожном поведении не слышали. Поэтому простейший рецепт их приготовления – возбудить кучку, отбежать за угол и расстрелять вышагивающих по очереди недоумков. К тому же влияние характеристик героя на боевые способности очень невелико. Это в первом Fallout при слабо развитом навыке можно было случайно выстрелить себе в ногу или уронить гранату. Тут у нас абстрактные законы ролевых игр не срабатывают. Точность страдает, однако, даже не развивая навыки обращения с тяжелым вооружением, можно лихо пускать ракеты по врагам.



При этом бои в реальном времени и VATS никак не связаны. Выпустив в режиме паузы несколько выстрелов, вы можете дальше продолжать воевать в привычном для шутеров темпе, не страдая от каких-то отрицательных бонусов. Более того, в любой момент можно вызвать интерфейс PIP-Boy 3000, чтобы сменить оружие и броню, обкушаться лекарствами и прослушать несколько аудиозаписей. «Очки действия» на это не тратятся.