Обзор Call of Duty 4: Modern Warfare (CoD4)

От начала и до самого конца смотрится, как интерактивный боевик с кучей досконально срежиссированных сцен. Вид от первого лица позволил ощутить, прочувствовать переживания героев. Нас бросают из тела одного бойца в другого, закидывают в самые горячие места на планете, демонстрируют ужасные последствия гражданской войны, холодный расчет спланированных операций и разрешают поставить жирную точку в конфликте. Иногда, эту точку будут ставить совсем другие люди. Часто — с фатальными для нас последствиями.Несмотря на то, что игра формально нацеливалась на низкий возрастной рейтинг, ее сложно назвать «детской». Здесь герои не любят лишних слов: не чураются пытать захваченных врагов, расстреливать их на месте, а загнанный в угол террорист вполне может пустить себе пулю в лоб, чтобы не попасть в руки ушлым дознавателям и не подставить своих «коллег». Перестрелки с противниками точно также не боятся демонстрировать грязь войны — раненные корчатся на земле, пытаются отползти, уползти из-под огня. Живые бегут на встречу смерти только для того, чтобы спустя мгновение совершить свой последний танец. Ах, как они умирают... Отдаются этому процессу с полной отдачей, чтобы кровожадный зритель не только увидел, куда пуля попала, но также почувствовал боль и агонию виртуального болванчика. Один из тех случаев, когда бездушный rag-doll пасует перед работой талантливых аниматоров.



Да, кампания получилась безжалостно короткой. На нормальном уровне сложности она проходится влет за пять часов, но под завязку насыщена действием, такими моментами, которые надолго врезаются в память. В некоторых сценах только и остается, что крутить головой, впитывая атмосферу очередного уровня, послушно цепляясь за руку, предложенную разработчиками. Самое парадоксальное, что игру даже красивой не назовешь. В основном, нам придется прогуливаться по изъеденным войной арабским городкам и покинутым русским деревенькам без каких-либо особенных достопримечательностей. Да и графически Call of Duty 4 как-то совсем не впечатляет и скорее вызывает уныние. Всех поводов для гордости - эффект Depth of Field, включающийся во время прицеливания, да тени, отбрасываемые в реальном времени от всех объектов и только от одного источника света. А этим сейчас мало кого удивишь. Картинка чаще всего серая или коричневатая, благодаря специальным фильтрам, которые пытаются создать эффект выцвевшей кинохроники. Текстуры не отличаются четкостью и, тем более, не радуют рельефными поверхностями. Дизайн чаще всего строго функционален и на улицах помимо стен домов можно встретить только бочки, бетонные блоки и остовы машин. Но ведь цепляет, черт побери! 



Каждый новый уровень - это новая стихия, которая захватывает с первых секунд, еще во время стильного экрана загрузки, и держит в напряжении до самого финала. Разработчики умело перехватывают внимание игрока, концентрируют его на происходящих событиях, демонстрируют то разрушительную, ударную волну ядерного взрыва во всей красе, то терпящий крушение вертолет, а то и вовсе заставляют утыкаться носом в траву и тихо молиться, при виде длинной цепочки недругов, прочесывающих территорию. А уж когда начинается бой, то и вовсе некогда смотреть по сторонам. Того и гляди - убьют ненароком.Механика игры осталась ровно такой же, что и в двух предыдущих частях, но подверглась небольшим изменениям под влиянием нового сеттинга. Вторая Мировая наконец-то канула в прошлое, и взамен нее пришла война нашего времени с современным оружием и техникой. Поскольку серия никогда не была симулятором, то все изменения слабо отразились на стрелковой модели. Разница между автоматами - часто только внешняя. Разброс пуль невелик, а убойная дальность может запросто поспорить со снайперскими винтовками. Герой по-прежнему быстро регенерирует раны и носит с собой два вида оружия. Вместо дымовой гранаты выдали оглушающие свето-шумовые, что значительно облегчило штурм укреплений. Бросил одну - и потом просто расстреливаешь скорчившиеся от шока фигуры. Тонкие стены теперь легко простреливаются, поэтому даже спрятавшийся за них противник долго не проживет. Удар прикладом заменили на быстрый и смертоносный выпад ножом. После него враг уже не встанет.



Противники по-прежнему больше берут количеством, чем качеством. Они подчиняются жестким скриптам и атакуют дружными толпами. Остались и такие места, где враги лезут и лезут, как тараканы, пока не наступишь на невидимый триггер и не отбросишь их к следующей линии укреплений. Это служит единственной цели - чтобы война не затихала ни на мгновение, чтобы драйв суматошных перестрелок был постоянным спутником игрока во время миссии. Чаще всего подобный подход себя оправдывает, но на максимальном уровне сложности игра из-за этого превращается в пытку. Пара попаданий - труп. А поскольку враги валят и валят, закидывают гранатами и не дают высунуться из-за угла, то в некоторых местах приходится буквально биться головой об стену от злости, раз за разом откатываясь к предыдущему сохранению. Особенно в такие моменты, когда надо быстро бежать напролом, под плотным огнем противника к точке эвакуации. Тут уж точно приходится больше рассчитывать на удачу, чем на собственно мастерство. Перекрестился - и вперед. 



Но самым главным отличием Call of Duty 4 от предыдущих частей является разнообразие. Теперь это не сплошная, бешеная, слабо управляемая мясорубка. Тут продуманные, спланированные военные операции идут рука об руку с тихими вылазками в тыл противника, осторожными снайперскими миссиями, быстрыми прорывами через укрепленные линии и лихорадочными отступлениями под кинжальным огнем превосходящих сил. Минируем бронетехнику взрывчаткой, сбиваем вертолеты из «Стингеров», давим танки мощными ударами из FGM-148 — игра постоянно подкидывает новые задачи, а каждые несколько минут меняются приоритеты. Только справились с одним, как уже приходится спешно уносить ноги, чтобы еще через минуту рвануть в контратаку. В качестве небольшого бонуса имеется отдельный уровень на летающей крепости AC-130H, где с неба надо прикрывать штурмовые группы союзников. Там главное — не перепутать своих и чужих. А также учитывать, что последствия от выстрела идут с большой задержкой — сказывается огромное расстояние до цели. Отдельное спасибо разработчикам за удивительный уровень в городе Припять — эти ребята на самом деле сумели передать давящую пустоту покинутого, заброшенного места, ставшего плацдармом для террористической бригады ультранационалистов. 



Call of Duty 4 является той редкой игрой, которой как нельзя лучше подходит определение «театр военных действий». Герои здесь участвуют в шикарных, постановочных спектаклях. Каждая миссия — это свой собственный, уникальный сценарий, который имеет свою завязку, апофеоз и торжественный финал, а музыкальные аранжировки усиливают в несколько раз значимость момента.Динамично-агрессивные арабские мотивы подчеркивают лихорадку перестрелок в узких улочках. Легкая мелодия скрипок нагнетает атмосферу во время операций по проникновению на вражескую территорию. Тяжелая симфоническая музыка хватает за душу во время тяжелых боев с участием бронетехники и вертолетов. Бывают моменты, когда все звуки пропадают и остается только гулкое биение собственного сердца — отличный способ сконцентрировать внимание зрителя на избранном эпизоде.